Содержание номера
Совместное исследование РА Fitch Ratings и журнала «Лизинг ревю»
Второй год в партнерстве с Fitch Ratings журнал проводит исследование рынка лизинга. В этом году в нем приняла участие 71 компания, 20 из них предоставили информацию по МСФО. В сравнении с прошлым годом доля компаний, представивших для анализа информацию по МСФО увеличилась на четверть. Общий охват рынка в результате анкетирования лизинговых компаний составил 75%. Для оценки динамики компаний использованы абсолютное и относительное изменение NIL/Портфеля.
Далее следуют таблицы: Рэнкинг компаний, отчитывающихся по МСФО, Рэнкинг компаний, отчитывающихся только по РСБУ, Рэнкинги компаний по видам имущества (портфель в млн руб).
Аналитические материалы по результатам исследования будут представлены в следующем номере журнала. Выражаем глубокую признательность компании Fitch Ratings и лично Юлии Бельской фон Телль, Аслану Тавитову, Руслану Булатову, Александру Данилову и Антону Лопатину.
Полностью с содержанием статьи (с таблицами) можно ознакомиться в полиграфической версии Лизинг ревю №2 (2014)
От приглашенного редактора Дмитрия Корчагова
Совместный ренкинг журнала «Лизинг ревю» и FitchRatings – это очередная попытка создания нового рейтингового подхода к оценке бизнес активности на рынке лизинга. В новом рэнкинге «Лизинг ревю» компании подразделяются на две группы в зависимости от способа предоставления отчетности – МСФО или РСБУ. Далее они ранжируются по группам в первом случае (МСФО) по показателю NIL, во втором (РСБУ) по показателю объема лизингового портфеля. Сравнивая подходы к ренкингованию, хочется отметить, что в ренкингах профессора Газмана В. Д. и «Эксперта РА» за основу сравнения принят объем нового бизнеса за период. При этом проводится ранжирование всех компаний, принимающих участие в рейтинге. Это устоявшийся, апробированный подход. Мне кажется, он наиболее удачен, поскольку отражает коммерческую активность компании за период и позволяет
по этому показателю сравнить все компании. Это важно при оценке собственной эффективности: насколько твоя компания смогла выбрать (оттянуть на себя) накопленный рынком потенциал спроса.
Не очень понятно, почему авторы нового подхода не могли объединить все компании, принявшие участие в анкетировании, на основе одного показателя, пусть и на основе РСБУ. Ведь все компании, указанные в списке, сдают отчетность по российским стандартам. Какие выводы смогут сделать исследователи рынка, пользуясь разными ренкингами? В ренкинге «Лизинг ревю» Альянс-лизинг
на первом месте, а у Газмана на 41‑м. Камаз-лизинг на 4‑м, а у Газмана на 34‑м. И это по одному показателю. Чехарда. А вот какой показатель взять в качестве показателя объема нового бизнеса за период – это наиболее важный вопрос. Я считаю, что таким показателем должен считаться NIL
за период, а не показатель совокупной стоимости заключенных лизинговых договоров,
который определяется целым набором специфических показателей конкретного лизингового договора, а именно сроком, процентной ставкой, уровнем дополнительных расходов, включаемых в договор. Нет общего понимания, что считать лизинговым портфелем. По смыслу МСФО – это NIL. У Газмана и «Эксперт РА» портфель – это остаток платежей к получению, т. е. включая задолженность по процентам, допрасходам и проч. Получается, что работает старый советский
принцип: не важно как сработали, важно как подсчитали. Года три назад, в рамках одного из мероприятий Объединенной лизинговой ассоциации мы пытались разработать глоссарий. Хотелось, чтобы все правильно понимали основные лизинговые понятия, такие как объем нового бизнеса, лизинговый портфель, средневзвешенная ставка, основной долг и т. д. Не договорились. Может быть, надо вернуться к этому вопросу, договориться, тогда и подходы к анализу деятельности компаний будут похожи. Анкета, которая разработана для исследования «Лизинг ревю» отлична от прочих анкет, направляемых для участия в других рейтингах/рэнкингах (например, «Эксперт РА», региональные рейтинги «Эксперта», исследование профессора Газмана В. Д., региональные рейтинги издания «Деловой Квартал» и прочие). При том, что вопросы анкеты достаточно глубоко позволяют исследовать деятельность лизинговой компании, я бы посоветовал инициаторам добавить еще ряд показателей. А именно: количество договоров в портфеле, число договоров заключенных за период. Количество сотрудников и изменение численности за период. Показатель CIR. Удельные показатели эффективности. Процент ротации персонала. Количество точек продаж и их изменение за период. Организаторам следует иметь в виду, что отчетность компании по МСФО к моменту ренкингования может еще не быть подписана аудиторами, и, как бы она ни была точна, до момента подписания компании не могут
считать ее окончательной.
«Рынок лизинга – итоги, перспективы, тенденции»
Журнал «Лизинг ревю» провел традиционную конференцию. На ней было представлено ежегодное исследование рейтингового агентства Fitch Ratings, посвященное итогам деятельности лизингового рынка в 2013 году. В конференции приняли участие представители 42 лизинговых компаний, Объединенной лизинговой ассоциации, подкомитетеа ТПП РФ по лизингу.
Со вступительным словом к собравшимся обратился Дмитрий Сурков, глава московского офиса Fitch Ratings. Он охарактеризовал сотрудничество с журналом как конструктивное и выразил уверенность, что оно получит дальнейшее развитие. С ключевым докладом «Лизинг в России: итоги 2013 года и перспективы развития в условиях замедления экономики» выступил Аслан Тавитов, младший директор филиала компании Fitch Ratings CIS Ltd. (Финансовые организации). Его доклад вызвал живейший интерес аудитории. Александр Дерюгин, начальник Управления поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы и Андрей Гетманюк, представитель ВЭБ лизинг, рассказали о своем видении развития малого и среднего предпринимательства и эффективности мер государственной поддержки лизингополучателей. В заинтересованную дискуссию вылилось выступление Алексея Шичанина. Его тема – «Тенденции рынка лизинга в 2013 году и их влияние на борьбу с задолженностью. Изъятие предметов лизинга». Особый интерес участников вызвало выступление Андрея Егорова, руководителя аппарата Высшего арбитражного суда РФ. Оно было посвящено последствиям для лизинговой отрасли Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга». Участники конференции обменялись мнениями и прогнозами по кризисным явлениям в экономике и возможности отрасли минимизировать потери в ходе их преодоления.
Интервью номера
Дмитрий Горизонтов: «Наращивать портфель, закидывая клиентов предложениями с нулевым
авансом, не получится»
Начну с того, что с Дмитрием Горизонтовым мы друзья в сети Facebook. Судя по его ленте, мой друг Дмитрий проводит свою жизнь в велосипедных гонках, плавании и горнолыжных спусках. Вот только что из Абу-Даби вернулся, в соревнованиях по триатлону участвовал… Так сразу и не скажешь, что Дмитрий Валерьевич генеральный директор и совладелец ООО ПЛК.
– Я просто не люблю говорить о работе и о политике в социальных сетях, – пояснил Дмитрий.
– Так давайте же поговорим об этом в журнале, – предложила я.
– Как бы Вы описали клиента Петербургской Лизинговой Компании? Какую нишу для себя обозначили?
– Все зависит от конкретной ситуации. В 1997 году, когда мы создавались, предполагалось, что мы будем специализироваться на небольших проектах и использовать для этого деньги небольших банков. Год вполне успешно проработали, были вполне довольны собой, но жизнь все расставила на свои места, когда случился дефолт девяносто восьмого года. Дело в том, что мы в первый год деятельности компании открыли для себя новую нишу: автомобили для таксомоторных парков. (кстати, теперь, когда время от времени эта тема опять становится популярной, я жду, что непременно случится очередной кризис и вновь сбудется эта примета.) Так вот, наш лизингополучатель, таксомоторная компания, не справился со своими обязательствами, и нам на год пришлось входить в управление этим бизнесом. Кстати, тогда же в «Деловом Петербурге» вышла в свет статья о подходах к управлению лизинговым имуществом. В той публикации коллеги по цеху утверждали, что не наше дело вмешиваться в бизнес клиентов. А мою фотографию озаглавили как «Пастух и стадо овец», видимо так выглядело наш управление таксомоторами… Но это был полезный опыт, подтверждающий старую истину: в свое дело надо погружаться с головой.
– А сегодня кто является клиентом компании?
– В основном, это представители среднего бизнеса. Порядка трехсот-четырехсот российских производственных предприятий, с которыми нам удается наладить эффективное деловое взаимодействие.
– Вы сделали акцент на слове «взаимодействие». Что это значит?
– Мы не продаем массовый продукт, мы скорее занимаемся проектным финансированием и каждый проект уникален. Компания наша, в силу ее сравнительно небольших размеров, как правило, оперативна в работе и поэтому может позволить себе уделять каждому клиенту больше времени. Это с одной стороны. А с другой стороны, мы работаем с десятком ведущих российских банков, не относясь ни к одной банковской группе. Это дает нам возможность для маневра.
– Сегодня одним из трендов является ориентация на малый бизнес. Он дает определенную устойчивость лизинговым компаниям в силу диверсификации рисков.
– У нас тоже был такой опыт. Идея «коробочных продуктов» в 2006–2007 году не была еще никем взята на вооружение. Помню, в каком-то журнале на обложке я увидел рекламу программного продукта – такие коробочки с ПО. О, подумал я, коробочный продукт… Это был первый шаг к новой услуге. А еще мы оттолкнулись в тот момент от опыта страховых компаний: там от уникальных договоров страхования в тот период постепенно пришли к унифицированным договорам по потребностям групп клиентов. Мы подготовили свой коробочный продукт: договор на одном листе, брошюра, объясняющая принципы лизинга, диск, который позволял и клиенту и поставщику рассчитать риски и графики платежей.
– То есть это была реальная коробочка?
– Да, желтенького цвета, где-то у нас еще сохранились. И, кстати, много мы тогда его напродавали, этого коробочного продукта. Где-то договоров восемьсот за год.
– Остановил кризис, разразившийся в 2008 году, или показалось, что малый бизнес – это не интересно?
– Знаете, все в жизни интересно, вопрос, как к этому относиться. Но тогда, в 2008–2009 году, банки нас не были готовы кредитовать. Ребята, говорили нам, денег длинных для вас нет.
– И что вы предприняли тогда?
– Когда другого пути нет, надо идти вперед.
Год-полтора, наверное, мы работали с дебиторской задолженностью. Помню, был период, когда открывающаяся в мой кабинет дверь не предвещала ничего хорошего. Заходил сотрудник, который рассказывал о проблеме у очередного лизингополучателя. Знаете, как бывает: в какой-то момент ты перестаешь огорчаться и начинаешь просто решать проблемы. Надо сказать, мы достойно вышли из того кризиса.
– То есть ставка на малый бизнес себя оправдала. А вы по-прежнему вникаете в бизнес каждого клиента?
– Приходится. Я считаю, что ни один финансовый анализ не заменит личного общения с клиентом.
– А вот такой тип общения – это чисто российский подход?
– Ну почему же, на Западе корпорации пытаются внедрить базовые стандарты на всем жизненном цикле производства, что-бы вся цепочка контрагентов подходила под определенные принципы и стандарты. Нечто похожее при выборе клиента существует и в России, комфортнее работать, когда вы
с ним мыслите одними категориями. Сегодня наши лизингополучатели – это средний бизнес с годовым оборотом порядка 300 миллионов рублей.
– Получается, вы разочаровались в малом бизнесе? Мне, например, кажется, что наша проблема в том, что субъектов малого бизнеса в структуре российской экономики катастрофически мало. Реальной силой он может стать только при своей массовости. Это как понятие критической массы в физике. Но, видимо, мы не страна малого бизнеса и частной инициативы.
– Ну почему же? Если спуститься с того уровня, где миллиардные обороты, то найдется очень много ниш и много людей, любящих свое дело и умеющих его делать. К примеру, я недавно велосипед покупал. Мне его владелец бизнеса привез, собрал – и видно было, как человек получает удовольствие от своей работы. Или случайно нашел ателье, где шьют
детские вещи – это вообще фантастика, что делают эти скромные женщины. И таких при-
меров много, очень много. Я бы сказал, что Россия – это страна больших возможностей, не смотря на пафос изречения.
– А еще в России существует проблема прямых инвестиций, а бума в области лизинга при этом не наблюдается. Почему?
– Потому что денег нет. То есть деньги какие-то конечно есть, но для компаний в определенном финансовом состоянии, с прозрачными учредителями, с официальной заработной платой, с ликвидным обеспечением. Я про малый бизнес в этом разрезе вообще не говорю. Даже компаний-заемщиков среди среднего и крупного бизнеса, отвечающих всем этим требованиям, так мало, что конкуренция за хорошего клиента просто колоссальная. Все-таки в жизни чаще встречаются клиенты, которые по тем или иным параметрам не вписываются в банковские схемы.
Полностью с интервью можно ознакомиться на страницах «Лизинг ревю» №2 (2014)
От приглашенного редактора Дмитрия Корчагова
Мне очень легко и радостно писать о Петербургской лизинговой компании, потому что
ее основателей, а теперь владельцев, Диму Горизонтова и Марину Воробьеву знаю очень-
очень давно. Знаю их не только как очень мне близких по духу, симпатичных и интеллигентных людей, но и как искренних подвижников лизинга. С большим интересом прочел интервью Димы. Очень высоко ценю его как профессионала и эксперта в нашей отрасли. Слова известной песни: «Ты помнишь как все начиналось? Все было впервые и вновь» это действительно про нас. И за высокую оценку успехов компании «Балтийский лизинг» я Дмитрию также признателен. Петербургскую лизинговую компанию до сих пор уважительно считаю нашим почетным конкурентом. Что касается креатива, так этот как раз про них, про ПЛК. Мне вот уже несколько лет не дает покоя неоновая красная реклама ПЛК на крыше самого высокого здания на Петроградской набережной!
Всякий раз, как еду по противоположной стороне Невки, любуюсь и по-доброму завидую. Вот оно, Димино, Красное знамя Победы над городом, о котором говорится в интервью.
Что касается рынка лизинговых услуг, то действительно, работать становится сложнее, конкурентная борьба растет, приходится постоянно придумывать что-то новое, как говорит Дмитрий, креативное. Клиент стал грамотнее, требовательнее. Не имея возможности конкурировать с государственными лизинговыми компаниями по ставкам, приходится конкурировать сервисом, эффективностью,близостью к клиенту, подстройкой своих продуктов к нуждам клиентов. Понимая перспективность розничного («ско-
рингового») лизинга, «Балтийский лизинг» продолжает поддерживать лизинг для корпоративных клиентов с развитым индивидуальным подходом. Одновременно активно развиваем направление «коробочных» продуктов, о котором сказал Дмитрий в интервью. Мы стремимся, чтобы клиент, получив в лизинг один автомобиль, мог рассчитывать на возможность развивать свое основное производство также с нашей помощью. И, наоборот, к полученной уже конвейерной линии добавить погрузчик. Пока это неплохо работает. Считаем, что это правильный путь развития таких универсальных рыночных лизинговых компаний, как «Балтийский лизинг», «Петербургская лизинговая
компания», которые исторически практиковали инвестиционный лизинг. Что касается конкуренции с государственными лизинговыми компаниями, то большой угрозы или проблемы мы тоже не видим. Опыт подсказывает, что там, где неэффективность
можно скрыть низкой ставкой, таким компаниям, как наша, надо работать над ростом
эффективности и наращиванием сервисов, надо становиться более клиентоориентиро-
ванными. В этом наш основной шанс и перспектива. В этом случае мы всегда будем иметь
свою клиентскую базу, которая готова платить чуть дороже за сервис. Справедливости ради, хочется все же отметить, что финансовые возможности государственных лизинговых компаний правильнее было бы использовать для финансирования
государственных инвестиционных проектов и потребностей. Участие в строительстве новых верфей, дорог, мостов и тоннелей, лизинг самолетов и судов, реконструкция предприятий нефтедобычи и нефтепеработки, транспортировки нефти, газа, электричества, энергообеспечение труднодоступных районов – вот далеко не полный перечень проектов для лизинговых компаний с госучастием. Структура рынка лизинга через какое то обозримое время, допустим, через 10 лет, будет отражать основные тренды развития экономики. Если монополизация при попустительстве государства будет усиливаться, будет усиливаться концентрация лизинга в портфелях компаний с государственным участием. Кроме универсальных государственных лизин-
говых компаний при госбанках наращивать объемы будут кэптивные (при крупных про-
изводителях) лизинговые компании, акционеры которых сохранят желание наращивать
производство в России. Хорошие перспективы роста при стабильной экономической
ситуации будут у компаний, занимающихся операционным лизингом легкового и легко-
го коммерческого транспорта (fleet leasing) и дорожно-стороительной, строительной техники. Небольшие универсальные лизинговые компании, скорее всего, сохранят портфели без большого потенциала роста благодаря стабильной клиентской базе и то, только те из них, которые добьются относительно высоких показателей эффективности при сильной поддержке акционеров. Хорошим потенциалом роста для таких компаний будет постепенный, аккуратный рост их филиальной сети. Если государство от слов поддержки малого и среднего бизнеса, наконец, перейдет к делу, будут происходить процессы деконцентрации лизинга. Независимые компании получат хорошую возможность наращивания портфелей. В любом случае, неэффективные компании
без отлаженных процедур риск-менеджмента, без потенциала наращивания собственного
капитала будут постепенно покидать рынок. Вообще вопрос о перспективах рынка
лизинга гораздо более сложен и требует отдельного исследования.
Новости компаний
В условиях нестабильности финансовых рынков лизинговые компании озабочены не только поиском денежных ресурсов, но и надежных лизингополучателей. А потенциальные лизингоплучатели приостанавливают инвестиционные проекты, ожидая от рынка позитивных сигналов.
По мнению РБК
Опубликован обзор РБК тенденций развития российского рынка лизинга. Целью работы является создание подробного и универсального аналитического материала, полезного для непосредственных участников рынка. В обзоре детализируется классификация видов лизинга, сложившаяся в деловой практике на российском рынке. Раскрываются явные и скрытые преимущества финансовой аренды основных средств для предприятий. Обзор включает динамику развития макроэкономических показателей, непосредственно связанных с рынком лизинга, а также актуальные данные, в том числе региональной структуры этих показателей. Исследование российского рынка лизинга носит комплексный характер: рассматривается динамика развития за последние 10 лет, ретроспектива структуры (региональная, по предмету лизинга) с 2009 года, детально анализируются практически все крупнейшие сегменты.
Обзор дополнен интервью с участниками рынка: управляющим директором ООО «Райффайзен-Лизинг» Галиной Майер и генеральным директором ОАО «Трансфин-М» Дмитрием Анатольевичем Зотовым.
Прогнозы
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings изменило прогнозы рейтингов Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа на "негативный" со "стабильного". При этом долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) этих субъектов в иностранной и национальной валюте были подтверждены на уровне "BBB". Долгосрочные рейтинги по национальной шкале были подтверждены на уровне "AAA(rus)", краткосрочные РДЭ - на уровне "F3".
Состоялся «Круглый стол»
В Ростове-на-Дону 18 прошел «Круглый стол» «Рынок лизинга – как развиваться в условиях замедления», на котором руководители крупнейших представительств лизинговых компаний региона обсудили самые острые проблемы отрасли. Организатором круглого стола выступил медиахолдинг «Эксперт-Юг». В работе форума участвовали топ-менеджеры представленных на Юге России лизинговых компаний и представители деловых СМИ региона.
Стал президентом Банка Казани
В Банке Казани появилась должность президента, которую занял генеральный директор ООО "Лизинг-Трейд" Искандер Маслахутдинов.
ЮниКредит Банк завершил интеграцию ЮниКредит Лизинг в состав корпоративного блока
Наблюдательный Совет ЗАО «ЮниКредит Банк» утвердил решение о приобретении 60% акций компании ЮниКредит Лизинг у UniCredit Leasing SpA.
Таким образом, в России была завершена программа группы ЮниКредит по смене акционеров лизинговых компаний и передаче акций, принадлежавших Лизинговому Холдингу, банкам, входящим в группу ЮниКредит. При этом лизинговая компания останется независимой и получит значительные конкурентные преимущества от более тесного взаимодействия с Банком.
Развитие рынка лизинга в РФ замедляется
Темпы развития в РФ рынка лизинга замедляются на фоне валютных колебаний и складывающейся геополитической ситуации, считают отраслевые эксперты, обсудившие вопросы развития лизинга в РФ в ходе "круглого стола" в Ростове-на-Дону.Так, руководитель подразделения государственной транспортной лизинговой компании в Ростове-на-Дону Михаил Коновалов отметил, что цена проектов в иностранной валюте значительно выросла. "Сейчас прогнозы делать тяжело, непонятная геополитическая ситуация. Лизингополучатели - в ступоре. Наступил момент ожидания, и никто не знает, сколько он продлится. Например, изначально бизнес-план был рассчитан по одной цене, а сейчас она значительно выросла. Соответственно, возникают проблемы, лизингополучатели откладывают приобретение техники", - сказал М.Коновалов.
Столичные власти увеличивают субсидии
Департамент транспорта столицы готов принимать заявки, как от таксопарков, так и от частных таксистов. Одно условие – автомобили не должны быть слишком дорогими. По действующим правилам договор лизинга не мог превышать 1,5 млн рублей. Однако таксомоторные компании часто берут в лизинг сразу несколько автомобилей и поэтому не могут воспользоваться государственной субсидией в полной мере: стоимость договора часто превышает разрешенную сумму. Согласно новым правилам, предельный лимит отменяется. Но стоимость одного автомобиля не должна превышать все те же 1,5 млн. Изменяется и порядок расчета субсидии, которая в результате вырастет в среднем на 48%. Если раньше выплаты на автомобиль стоимостью 700 тыс. рублей составляли около 29 тыс., то по новому порядку – более 43 тыс. рублей в первый год действия договора лизинга.
Из-за роста платежей за лизинг самолетов подорожают авиабилеты
Авиакомпании страхуют свои риски, и на практике этот риск, как правило, переносится на конечного клиента, подчеркнул директор Управления по развитию международного бизнеса лизинговой компании "Сбербанк Лизинг" Павел Пискун. Доля лизингового платежа в стоимости билета составляет около 15%
AGCO Finance выходит на рынок России
Все виды сельскохозяйственных машин и оборудования ведущего мирового производителя техники стало возможно приобрести в лизинг.
AGCO Finance– глобальный партнер корпорации AGCO, предоставляющий услуги финансового лизинга. Компания адаптирует свои финансовые решения под индивидуальные потребности отечественных сельхозпроизводителей, и это делает доступной для аграриев всю линейку брендов техники от компании AGCO- Challenger, Fendt, Massey Ferguson и Valtra.
КЛААС ВОСТОК и ДЕ ЛАГЕ ЛАНДЕН ЛИЗИНГ
ООО Клаас Восток и ООО Де Лаге Ланден Лизинг подписали соглашение о сотрудничестве, которое включает в себя возможность предоставления услуг со стороны ООО Де Лаге Ланден Лизинг по финансированию всего модельного ряда техники, предоставляемого ООО Клаас Восток своим клиентам. Данное соглашение распространяется также на всех официальных дилеров ООО Клаас Восток, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
ПЭБ Лизинг" сменит структуру собственности
Ключевой бенефициар петербургского ООО "ПЭБ Лизинг" Алла Амельфина намерена продать принадлежащую ей 75-процентную долю в уставном капитале компании. Смена контролирующего собственника должна быть утверждена на общем собрании участников компании. Согласно материалам компании, долю Амельфиной планирует выкупить ООО "Третий займ", которому сейчас принадлежат оставшиеся 25% в уставном капитале "ПЭБ Лизинга".
Пермские предприниматели отправляют заявки на «Аукцион лизинга»
Предприниматели, нуждающиеся в новом оборудовании, спецтехнике или автотранспорте, смогут получить финансирование на привлекательных условиях в рамках проекта «Аукцион лизинга», который проходит на сайте Dengi.59.ru. Заполнив анкету, представители бизнеса отправляют заявку одновременно в несколько крупных лизинговых компаний Перми: ЗАО ФК «Балтинвест», ОАО «ВЭБ-лизинг», ООО «Ураллизнг», ООО «УралСиб», ЗАО «Лиз-Гарант», ООО «ТопКом Инвест», ООО «Экспресс-лизинг», ООО «Элемент Лизинг», ООО «Эксперт – лизинг», ООО «РАФ – лизинг». При этом заявки поступают на электронную почту организаторов аукциона и не будут выкладываться в открытый доступ на сайте.
МФО "Городская сберкасса" запускает проект по лизингу жилья
Микрофинансовая организация "Городская сберегательная касса" запускает проект в сфере лизинга жилой недвижимости. Программа, реализацией которой займется учрежденное организацией ООО "Городская лизинговая компания" (зарегистрировано в конце марта 2014 года), предусматривает в качестве одного из вариантов прямой лизинг, который позволит клиенту приобрести выбранное им жилье в рассрочку. Также предусматривается возможность использования схемы возвратного лизинга, при котором клиент продает квартиру лизингодателю, но продолжает там жить, выступая уже в роли лизингополучателя и постепенно выкупая жилье у лизингодателя. Как сообщается в релизе МФО, проект был представлен главой новой лизинговой компании Владимиром Лопатиным в рамках организованного совместно с Институтом развития финансовых рынков круглого стола "Лизинг жилья: возможные решения".
Лизинг аэродромного оборудования
Уникальный географический размах работы компании "ЮТэйр-Лизинг" в масштабах всей страны привел к формированию своеобразной схемы взаимодействия с поставщиками оборудования. Довольно часто получается, что аэропорт, выбирая необходимую аэродромную технику, на этапе переговоров понимает, что не сможет профинансировать эту сделку самостоятельно, и в то же время у поставщика нет возможности предоставить рассрочку. Тогда поставщик сам предлагает заказчику привлечь лизинговую компанию, которая обеспечит финансирование сделки, и тогда к процессу переговоров подключаются специалисты "ЮТэйр-Лизинг"
МСП Банк выделяет более 200 млн рублей
Эти средства выделены на лизинговую поддержку предприятий в Уральском федеральном округе. МСП Банк (группа Внешэкономбанка) предоставит 217 млн рублей на поддержку малых и средних предприятий. Средства выделены на условиях кредитных продуктов "Лизинг - Целевой" и "Лизинг - Региональный потенциал МСП" и будут предоставлены субъектам МСП компаниями "Эксперт-лизинг" и "Уралпромлизинг". Главным образом поддержка ориентирована на предприятия Челябинской, Свердловской, Курганской и Пермской областей, а также будет доступна и другим регионам УФО. Ресурсы направят на модернизацию и обновление материально-технической базы предприятий реального сектора экономики - приобретение оборудования и спецтехники. По данным Аналитического центра МСП Банка, за время реализации Программы Банка в УФО лизинговую поддержку получило 1 371 предприятие, сумма договоров с субъектами МСП с начала реализации Программы составила более 13 млрд рублей.
Уборка с помощью лизинга
В Думе Ставрополя прошло заседание комитета по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике. Депутаты рассмотрели проект изменений в городской бюджет и поддержали предложенную в нем закупку по лизингу техники, необходимой для уборки дорог и улиц краевой столицы. Было предложено избрать наименее затратный механизм лизинга. Согласно проекту постановления, в расходную часть бюджета Ставрополя на 2014 год включаются затраты на приобретение техники для уборки дорог и тротуаров на условиях лизинга. Сумма затрат указана в размере 10 млн рублей.
Покинул пост гендиректора «Туймаады Лизинг»
Решением Совета директоров освобожден от занимаемой должности генеральный директор ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг» Семен Семенович Иванов, в связи с переходом на другую работу.
"Балтийский лизинг" предлагает специальные условия на автокраны в лизинг
Компания «Балтийский лизинг» и ТК «Ивановская марка» предлагают упрощенную процедуру приобретения автокранов «Ивановец» на максимально выгодных условиях. Условия финансирования: аванс от 15%, срок лизинга от 12 до 36 месяцев, удорожание по ряду моделей составляет 0% (при авансе 20%, сроке 24 месяца, аннуитетном графике). Финансирование осуществляется без анализа финансового состояния клиента, предварительное решение предоставляется за 7 минут.
Интервью с Председателем Совета директоров компании-поставщика С.А. Барашковым было опубликовано в «Лизинг ревю» №3 (2012)
"Сименс Финанс" предлагает клиентам в Хабаровске более выгодные условия
Снижение цены лизинговой сделки позволило "Сименс Финанс" предложить клиентам разнообразные варианты эффективных финансовых решений. Наиболее привлекательными остаются условия финансирования по линейке экспресс – продуктов, которые предполагают оперативное рассмотрение заявки и упрощенный пакет документов. Например, при покупке в лизинг нового оборудования стоимостью 10 млн рублей на два года с авансом 30%, удорожание с учетом страхования составит всего 6,1% в рублях. При этом "Сименс Финанс" не взимает комиссий и дополнительных сборов за рассмотрение и оформление лизинговой сделки.
Галэкс предоставляет своим клиентам в лизинг оборудование Xerox
«НТЦ Галэкс» и ВТБ24 Лизинг объявили о запуске совместной программы. До конца 2014 года клиенты компании могут приобрести полиграфическое оборудование Xerox в лизинг.
Ключевое преимущество – низкое удорожание предмета лизинга (от 1,5% в год). Кроме того, уменьшен вносимый клиентом аванс: в зависимости от выбранного продукта, он может составлять от 20% суммы финансирования. Также упрощена методика рассмотрения клиентских заявок, которая занимает теперь от одного до трех рабочих дней. В программе могут принять участие компании, ведущие бизнес не менее одного года.
Операционный лизинг не сдает позиций
Рынок операционного лизинга, до сих пор отстававший от мирового по темпам роста начал набирать обороты. Только за прошлый год этот вид аренды вырос в три раза. И хотя общий объем оперлизинга достиг пока 8-10% общего объема российского рынка, эксперты надеются, что постепенно этот инструмент докажет свою эффективность и завоюет популярность у российских лизингополучателей.
Недвижимость в лизинг
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и ООО "Ресурс" подписали договор о лизинговом финансировании строительства объектов недвижимости транспортно-логистического комплекса "Южноуральский" в Челябинской области и поставках оборудования на общую сумму 6,8 млрд. рублей. Данный комплекс будет обслуживать грузооборот транспортного коридора между РФ и КНР объемом до 2,5 млн. тонн в год" «Комплекс имеет стратегически важное значение для Челябинской области и Российской Федерации в целом. Это эффективный объект транспортной инфраструктуры для международного коридора между центральной частью нашей страны и Китаем", - отмечает генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин. В рамках проекта планируется использовать самое современное оборудование и новейшие технологии в области транспортной и складской логистики. Кроме того, проект позволит создать более двух тысяч рабочих мест в регионе.
Лидер – Европлан
МСБ предпочитает брать в лизинг "по Европлану". По данным рэнкинга агентства "Эксперт РА", в 2013 году Европлан вновь стал лидером по объему нового бизнеса в сегменте малого и среднего бизнеса. Европлан предоставил финансирование для предприятий МСБ в объеме 53,9 млрд. рублей, что на 18% превышает показатели 2012 года. "За 2013 году в более чем 80% своих сделок Европлан профинансировал компании-лизингополучатели с численностью сотрудников менее 100 человек, – говорит Александр Михайлов, вице-президент Европлан. – Это полностью соответствует нашей стратегии – делать автомобили доступными для каждого. В 2014 году предприятия малого и среднего бизнеса точно так же могут рассчитывать на простое и выгодное финансирование от Европлана".
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Москва № 17 14 марта 2014 г.
Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразия в разрешении споров, связанных с применением законодательства о финансовой аренде (лизинге), Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1‑ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам (далее – суды) следующие разъяснения:
1. В настоящем постановлении под договором выкупного лизинга понимается договор лизинга, который в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 29.10.1998 № 64‑ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее – Закон о лизинге) содержит условие о переходе права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю при внесении им всех лизинговых платежей, включая выкупную цену, если ее уплата предусмотрена договором. Вместе с тем правовые позиции, содержащиеся в данном постановлении, подлежат применению также к договорам лизинга, в которых содержится условие о праве лизингополучателя выкупить по окончании срока действия такого договора предмет лизинга по цене, настолько меньшей, чем его рыночная стоимость на момент выкупа, что она является символической.
2. Судам необходимо учитывать, что по общему правилу в договоре выкупного лизинга имущественный интерес лизингодателя заключается в размещении и последующем возврате с прибылью денежных средств, а имущественный интерес лизингополучателя – в приобретении предмета лизинга в собственность за счет средств, предоставленных лизингодателем, и при его содействии.
Полностью с документом можно ознакомиться на страницах «Лизинг ревю» №2 (2014)
Лизинг представляет собой разновидность финансовой операции
На конференции «Рынок лизинга – итоги, перспективы, тенденции», выступил руководитель аппарата Высшего Арбитражного суда РФ Андрей Владимирович Егоров.
Его речь была посвящена основным новеллам Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга».
Длительное время Президиум Высшего арбитражного суда при рассмотрении конкретных дел рассматривал лизинг как смешанный договор аренды и купли-продажи. Это делалось прежде всего для того, чтобы, в случае досрочного прекращения договора можно было бы обосновать, почему лизинговая компания, забирая предмет лизинга, должна возвратить лизингоплучателю какую-то сумму. Президиум длительное время называл эту сумму частью выкупной цены. Сегодня же Постановлением Пленума признано, что лизинг представляет собой разновидность финансовой операции и правовые последствия договора увязаны с его экономической природой. Теория, которая, на мой взгляд, наиболее адекватно оценивает существо лизинговой деятельности заключается в том, что лизинговая компания дает лизингополучателю финансирование, приобретая при этом право вернуть эти финансовые средства и заработать определенную процентную ставку. Отсюда вытекает главная новация, которая содержится в Постановлении Пленума – сальдо-теория, которая позволяет учесть и рассчитать, кто кому что должен при досрочном завершении договора лизинга в условиях, когда не полностью внесены лизинговые платежи. Баланс при этом может складываться как в пользу лизинговой компании, так и в пользу лизингополучателя. Довольно сложно было посчитать, что, собственно, возвращается. Имеется в виду, что в состав лизинговых платежей входит и процентная ставка за пользование деньгами лизингодателя. Эта процентная ставка до последнего времени в договоре лизинга не выделялась. Но лизинговой отрасли намекнули, что следует выделять в составе платежей и ставку, по которой получены деньги в пользование. Если это не будет сделано, судам ее придётся определять расчетным методом. В материалы Пленума даже была включена формула, по которой судам рекомендовалось определять данную ставку. Это сделано для того, чтобы, если, к примеру, договор был расторгнут за два года до окончания, и предмет лизинга возвращен, лизингополучателю не пришлось бы возвращать процентную ставку за период, в который он предметом лизинга уже не будет пользоваться. Таким образом, проведена аналогия с кредитными отношениями: Высший арбитражный суд еще в 2011 году высказал позицию, в соответствии с которой проценты по кредитам выплачиваются только за период реального использования заемными ресурсами. Проценты – это плата за пользование деньгами. Нет пользования деньгами, нет и процентов.
Второй важный момент этого документа – расчет стоимости возвращаемого имущества. Долгое время в практике были перегибы в пользу лизингодателя, потом – в пользу лизингополучателя, поскольку расчетный способ, применяемый судами, не всегда соответствовал рыночной стоимости предмета лизинга. Сейчас предложен способ, при котором выясняется реальная стоимость соответствующей вещи. Это справедливый баланс интересов сторон. Конечно, остается проблема определения этой самой стоимости. Поскольку предмет лизинга принадлежит лизинговой компании по сути как обеспечение ее требований в отношении лизинговых платежей, то, в данном случае, наиболее справедливым вариантом оценки стоимости предмета лизинга является его честная продажа.
Поэтому я рекомендую в договорах прописывать механизм продажи при расторжении договора, пусть даже эта продажа не состоится. Вообще у лизингодателя есть право собственности на предмет лизинга, право, которого, к примеру, нет у банка в отношении предмета залога. С точки зрения частного права это перераспределение баланса интересов в пользу лизинговых компаний.
Полностью с текстом можно ознакомиться на страницах «Лизинг ревю» №2 (2014)
От приглашенного редактора Дмитрия Корчагова
Лизинговая отрасль почти четыре года (еще с постановления по делу «Евротехники») ждала авторитетного исправления допущенной в 2010 году судебной ошибки. Постановление о выкупном лизинге вопреки опасениям в целом получилось довольно сбалансированным. Главные его черты – признание лизинговой деятельности деятельностью, связанной с предоставлением финансирования, сальдовый метод расчета последствий расторжения договора, определенность формулы. В целом это очень существенный шаг вперед по сравнению с практикой последних лет. Удачно, что в итоговую версию документа не включено положение о праве лизингополучателя
удерживать предмет лизинга при расторжении договора в обеспечение требования об уплате сальдо. Вместе с тем документ не лишен отдельных недостатков. В их числе жесткость механизма перехода права собственности на предмет лизинга и неоднозначно сильная защита интересов сублизингополучателя в ситуации, когда он расплатился с лизингополучателем, а лизингополучатель с лизингодателем – нет. Не вполне четко и последовательно определены взаимные права и обязанности сторон договора лизинга в случае нарушения продавцом обязательств по договору купли-продажи предмета лизинга. Однако общее впечатление от документа – скорее положительное. Хочется надеяться, что с принятием постановления надуманные споры о выкупной цене предмета лизинга и неосновательном обогащении лизингодателя уйдут в прошлое. Что касается выступления А. В. Егорова, то с большинством его тезисов можно и нужно согласиться. Не вполне очевидными представляются две мысли: о целесообразности отражения в договоре ставки лизингового процента и о необходимости специальных механизмов защиты лизингополучателя в ситуации, когда задолженность гораздо меньше рыночной цены предмета лизинга. Вторая проблема в особенности представляется скорее теоретической, чем практической.
В сети Сбербанка стартовали продажи лизинговых экспресс-продуктов
В филиальной сети Сбербанка России начались продажи экспресс-продуктов от ЗАО «Сбербанк Лизинг». В Байкальском банке Сбербанка реализована одна из дебютных
сделок по стандартизированным лизинговым предложениям для малого и среднего бизнеса. Впервые вся процедура, от приема заявки до предоставления финансирования на имущество, была проведена клиентским менеджером банка, а не лизинговой компании. Клиент получил желаемую технику уже на седьмой день после обращения в банк. Предметом лизинга в рамках контракта стал грузовой седельный тягач, стоимостью свыше 5,8 млн рублей. Лизингополучатель, ООО «Авелина», планирует использовать машину в работах по обеспечению содержания и ремонта федеральных дорог на территории Забайкальского края и города Читы. Сделка служит подтверждением эффективности лизинговых экспресс-продуктов ЗАО «Сбербанк Лизинг», а также отражает новый уровень качества сервиса и доступность лизинговых программ от Группы Сбербанка для предприятий МСБ. – Процедура заключения сделки по программам компании «Сбербанк Лизинг» напоминает настоящую фабрику или конвейер, – отмечает начальник отдела продаж Байкальского банка Сбербанка России Любовь Санеева. – Предприниматель обращается в один из офисов Сбербанка, оформляет Банк направляет заявку на рассмотрение андеррайтеру и в течение 9 рабочих часов получает решение. После одобрения сделки и оформления договора с поставщиком техники, клиенту остается поставить свою подпись под документами, внести оплату и получить технику. Существующие программы лизинга дают представителям бизнеса возможность приобрести самую разную технику: это может быть легковой или грузовой автомобиль, автобус, а также специализированая техника самого широкого спектра применения. Стоимость ее может варьироваться от 3 до 24 млн рублей. При этом для оформления сделки от потенциального лизингополучателя потребуется облегченный пакет документов. – Впервые в рамках нашего сотрудничества со Сбербанком вся процедура, от приема заявки до предоставления финансирования, была проведена клиентским менеджером банка, а не лизинговой компании, – отмечает директор Байкальского регионального филиала ЗАО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова. – В тоже время лизингополучателю были обеспечены все классические преимущества экспресспредложений нашей компании, в том числе минимальный пакет документов и быстрая процедура оформления.
Под крылом самолета
Как осуществить контроль за техническим состоянием воздушного судна, переданного в лизинг?
С учётом существенных изменений на отечественном рынке лизинга воздушных судов, связанных с наметившимся переходом от финансового лизинга к операционному, важнейшим элементом устойчивой и эффективной работы является глубокий экспертный контроль технического состояния воздушного судна на всём протяжении эксплуатации. Данной важной теме был посвящен круглый стол, организованный журналом «Лизинг Ревю» и учебным центром «Авиатор» (г. Москва). Участниками круглого стола стали представители ведущих компаний России. Темы, затронутые на круглом столе, носившем название «Технические аспекты и минимизация рисков при лизинге воздушных судов» включали в себя: Контроль над поддержанием лётной годности воздушных судов на всем протяжении договора лизинга, включая проведение периодических аудитов. Поддержание лётной годности воздушных судов вне периодов лизинга (прпередаче ВС от одной компании к другой, технологический простой ВС в случае банкротства авиакомпании и т. д.). Оценка эксплуатантов и организаций, выполняющих техническое обслуживание на принадлежащих лизинговой компании ВС. Экспертная оценка технического состояния ВС при поставке/возврате ВС. Расчёт технических платежей (Maintenance Reserves), необходимых для покрытия стоимости наибольших форм ТО ВС во время срока лизинга и по его завершении. Разработка и анализ договоров лизинга при различных условиях аренды. Лизинг авиационных двигателей, шасси, ВСУ как дополнительный источник дохода и привлечения арендаторов ВС. Особенности лизинга ВС при различной регистрации ВС и необходимости его перерегистрации – РФ, EASA (страны ЕС), Бермудская авиационная администрация и др. Ключевым понятием для оценки технического состояния и, как следствие, текущей стоимости воздушного судна является его лётная годность. С целью обеспечения безопасности полётов при разработке любого самолёта или вертолёта в его конструкцию закладываются характеристики, соответствующие применимым нормам лётной годности, которые затем на всем протяжении эксплуатации воздушного судна необходимо постоянно поддерживать с помощью осуществления ряда обязательных мероприятий, включающих в себя: разработку и актуализацию программы технического обслуживания; выполнение техническогообслуживания в полном объёме согласно утверждённой программе; анализ и выполнение применимых директив лётной годности и т. д.
Актуальность и важность затронутых тем были подтверждены профессионалами отрасли, в связи с этим ожидается, что подобные встречи будут проходить на регулярной основе и служить удобным инструментом по обмену передовым опытом, а также обсуждению наиболее острых проблем, стоящих перед участниками рынка. От лица организаторов выражаем благодарность всем принявшим участие в круглом столе и надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Государственная поддержка лизингополучателей из числа предприятий малого и среднего бизнеса
Государственная поддержка лизингополучателей – субъектов МСП – зарекомендовала себя как эффективный способ поддержки развивающихся компаний. В конце 2013 года регионы приняли планы экономического развития на 2014–2016 годы и новые программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
На момент подготовки номера к печати еще не во всех регионах утверждены положения о субсидировании. Поэтому мы печатаем только первую часть информации о региональной поддержке. Окончание – в третьем номере журнала.
Далее приводятся данные по размерам и условиям предоставления субсидий в 18 субъектах РФ
Полностью с текстом можно ознакомиться на страницах «Лизинг ревю» №2 (2014)
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ
Заполните форму для связи с нашим менеджером
ПАРТНЕРЫ КОМПАНИИ
Компания «Первый Лизинговый Центр» заинтересована в долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношениях с ведущими лизинговыми компаниями, банками, поставщиками оборудования, спецтехники, автодилерами и другими участниками финансового рынка.
Команда / г. Москва