бесплатный подбор лучшего предложения

8 (495) 744-644-2

Заказать звонок
Рынок лизинга по темпам роста до середины 2008 года опережал практически все основные финансовые секторы экономики. Но и сегодня нельзя умалять роль лизинговых компаний в экономике России. По ожиданиям экспертов лизингового рынка сумма новых лизинговых сделок в 2008 году составит 810-860 млрд. руб.
Россия становится одной из ведущих лизинговых стран в Европе - по итогам 2007 года Россию с лизинговым портфелем в 21 299 млн. EUR обошли только 7 европейских государств, в т.ч. Австрия, Франция, Германия, Италия, Испания, Швеция и Великобритания, а по величине новых сделок (14 365 млн. EUR) России удалось обойти ещё двух игроков из выше перечисленного списка (Австрию и Щвецию) (по данным Ассоциации лизинговых компаний Европы Leaseurope).
Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто- и железнодорожный транспорт.
Структура и состав рынка лизинга
На фоне нехватки долгосрочного финансирования изменилась структура сегментов рынка лизинга.
Дефицит "длинных" денег негативно сказался на сделках с недвижимостью, в которых прогнозировался взрывной рост, а также проектных сделках, требующих для их реализации длинных и недорогих пассивов. Очевидно, в условиях дефицита ресурсов лизинговые компании предпочитают отказываться от рисковых направлений деятельности, и нацелены на реализацию сделок с наиболее ликвидными и надежными предметами лизинга. Со слов лизинговых компаний, наблюдается стагнация строительной отрасли в ряде регионов, что соответственно снижает объемы бизнеса лизинговых компаний, которые ранее их активно финансировали. По данным исследования рейтингового агентства Эксперт РА сегмент лизинга недвижимости в первой половине 2008-го года увеличился по сравнению с 1 половиной 2007 года на 42%, однако при этом 56,7% объема сделок в сегменте сгенерировано лишь одной компанией – Лизинговая Компания Уралсиб. В связи с невозможностью в настоящее время фондирования сделок длительностью более 5 лет, доля сегмента недвижимости на рынке должна уменьшиться к концу 2008 года. "Лучше рынке" выглядели также строительство, в том числе дорожное, а также авиастроение и сельское хозяйство. Это произошло благодаря государственным программам и инфраструктурным объектам.
Так или иначе в лидерах рынка остался лизинг грузовых автомобилей, авиационного транспорта, лизинг техники железнодорожной, лизинг строительной техники и лизинг дорожной техники,авто лизинг и лизинг легковых автомобилей, лизинг оборудования энергетического и телекоммуникационного. В сумме они значительно опережают остальные объекты лизинга и являются наиболее привлекательный для лизинговых компаний. В этих сегментах работают почти все российские лизинговые компании. Это обусловлено высокой ликвидностью автомобилей, что превращает их в очень удобное и надежное обеспечение сделки. Большинство новых лизинговых компаний, выходя на рынок, начинают работать именно в этом сегменте. Затем, накопив опыт, переходят в более сложные и рискованные ниши. Поэтому увеличение интереса к данному рынку, выход на него новых игроков прежде всего отражается на лизинге машин.
Эта же причина - высокая ликвидность - лежит в основе сохранения лидирующей позиции лизинга железнодорожного транспорта, что не помешало ему стать одним из лидиров падения в первой половине 2008 года - минус 43,30% по отношению к аналогичному периоду 2007 года.
Вместе на долю железнодорожного и автотранспорта приходится не менее половины всего рынка лизинга. И это позитивная тенденция, которая свидетельствует о взрослении и стабилизации рынка. Именно такая структура характерна для лизинговых рынков развитых стран.
Далее среди объектов лизинга можно выделить сельскохозяйственную технику, различные виды оборудования, а также строительную и дорожно-строительную технику.
В рейтинг лизинговых компаний Ассоциации лизинговых компаний Европы Leaseeurope, в который вошли 99 крупнейших лизинговых компаний по показателю объема "нового бизнеса" за 2007 год вошли и российские лизинговые компании: ВТБ-Лизинг, РГ Лизинг, Росагролизинг, Лизинговая компания Уралсиб, ЛК Бизнес Альянс, Авангард лизинг, Европлан, Номос лизинг, ТрансКредитЛизинг, Центр Капитал, Дельта Лизинг, Альянс Регион Лизинг.
Так же приятно отметить тот факт, что в России очень удачно прижился и европейский капитал в лице крупнейших лизинговых компаний Европы: ЮниКредит Лизинг, Арвал (группа BNP Paribas), Локат Лизинг Руссия, БСЖВ Лизинг и ЛК СЖ Финанс (группа компаний БСЖВ Банк), ИНГ Лизинг, Дойче Лизинг Восток, Райффайзен Лизинг, ФБ Лизинг.
Рост конкуренции на рынке, безусловно, благоприятный фактор для лизингополучателей - у них есть возможность выбирать более выгодные условия для работы.
Новые лизинговые продукты
Растущая конкуренция заставила лизинговые компании искать незанятые рыночные ниши. Новые лизинговые продукты появляются преимущественно в сегменте лизинга автотранспорта - самом развитом и конкурентном на российском рынке. Рынок авто лизинга во многом представляет собой передний фронт всего рынка лизинга, и происходящие в этом сегменте изменения и инновации указывают то направление, в котором дальше будут развиваться все российские лизинговые компании.
Лизинг с полным набором услуг
Full-service leasing. Этот продукт предполагает, что лизинговые компании помимо своей основной функции - приобретения транспорта и передачи его лизингополучателю - берет на себя еще ряд задач, а именно уплату всех налогов, регистрацию транспортного средства, страхование и техническое обслуживание автомобиля. Лизинговые компании может брать на себя и более широкий круг обязательств - от услуги по подбору автомобиля исходя из производственных задач покупателя, планирования структуры и порядка обновления автопарка клиента до предоставления автомобилей в случае непредвиденного выхода полученной техники из строя, техобслуживания, ремонта, замены зимней резины, предоставления топливной карты. Этот вид сделки пользуется широкой популярностью в развитых странах. В настоящее время лизинг автотранспорта с полным набором услуг предлагают и многие российские операторы автолизинга.
Оперативный лизинг
Если раньше оперативный лизинг упоминался преимущественно в дискуссиях о зарубежном опыте, то уже в 2005 году этот продукт появился в ассортименте и российских лизинговых компаний. От традиционного для России финансового лизинга он отличается тем, что по окончании договора финансовой аренды объект лизинга не переходит в собственность лизингополучателя, а возвращается лизингодателю. В связи с этим договоры оперативного лизинга обычно более краткосрочные, чем договоры финансового лизинга. Оперативный лизинг имеет свою довольно обширную рыночную нишу. Во-первых, это поставки высокотехнологичного оборудования, которое быстро устаревает, и поэтому для клиента выгоднее обновлять его каждые два-три года, чем получать в собственность. Во-вторых, это поставки оборудования для выполнения разовых или сезонных работ, например в строительстве или сельском хозяйстве. Особенно высок спрос на краткосрочную аренду транспортных средств, что весьма актуально в контексте острой конкуренции в автолизинге.
В России сделки операционного лизинга оказались приравнены к обычной аренде и лишились налоговых преимуществ лизинга после принятия Федерального закона от 29.01.02 № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге».
На практике сделки операционного лизинга в настоящее время осуществляются по следующей схеме. Предмет лизинга передается лизингополучателю (обычно на срок более шести месяцев) по договору финансовой аренды (с использованием налоговых льгот). После возврата предмета лизингодателю он передается другому лизингополучателю, но уже на условиях обычной аренды. Рост объема сделок оперативного лизинга в условиях отсутствия налоговых льгот свидетельствует о высоком спросе на этот финансовый механизм.
Возвратный лизинг
Сделки возвратного лизинга также заняли достойное место в портфелях лизинговых компаний. В соответствии с договором возвратного лизинга лизинговая компания выкупает у клиента основные фонды, имеющиеся у него в наличии, а затем передает их ему в финансовую аренду. Это особенно востребовано теми компаниями, которые уже располагают оборудованием, необходимым для производства, но испытывают дефицит свободного капитала.
Лизинг для физических лиц
Этот продукт интересен прежде всего предпринимателям, работающим без образования юридического лица. Общеизвестно, что малый бизнес, особенно в регионах, часто вообще не сдает отчетности и не платит налоги. В связи с этим для таких предприятий не очень интересны налоговые преимущества финансового лизинга. Более того, финансовый лизинг может быть для них даже обременительным вследствие необходимости ведения учета предмета лизинга и лизинговых платежей.
Как и в случае финансового лизинга, лизинг для физических лиц обеспечивает более высокую надежность сделки с точки зрения инвестора, поскольку предмет остается в его собственности до окончания срока сделки. Это обусловливает менее строгие требования к кредитоспособности клиентов и обеспечению сделки.
Несмотря на непрозрачность предприятий малого бизнеса, по мнению большинства лизингодателей, именно они являются наиболее добросовестными заемщиками. Это объясняется тем, что часто для малого бизнеса предмет лизинга, например грузовой автомобиль, - это основной источник дохода. Поэтому заемщик готов даже ограничить себя, чтобы погасить очередной лизинговый платеж.
Перспективы лизинга для физических лиц выглядят оптимистично. В ряде стран Европы лизинг для частных лиц занимает значительную долю местных рынков лизинга. Так, в Германии на этот сегмент приходится 9,2% всего рынка лизинга, причем предметом подавляющего большинства сделок в этом сегменте становятся как раз автомобили. В России такой финансовый продукт может перетянуть на себя часть рынка автокредитования. На российском рынке услуги лизинга для частных лиц предлагают пока немногие лизинговые компании.
Перспективы лизингового рынка
Приход зарубежных гигантов - не только «встряска» состава лидеров лизингового рынка, но и начало принципиально нового этапа развития российского рынка лизинга. Особенно неоценима роль лизинговых компаний с европейским капитал сегодня в условиях кризиса финансовой ликвидности российских финансовых институтов. Дело в том, что до сих пор лизинговые компании действовали преимущественно «под банками». Привлекая ресурсы от банков, они обслуживали отдельные сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные для самих банков. Предоставляя кредит, банки часто оценивали как заемщика не лизинговую компанию, а конечного лизингополучателя. Это ставило лизинговые компании в неприглядное положение агентов при банках. Однако в течение последних лет постепенно сформировалась новая концепция лизингового бизнеса.
Ведущие лизинговые компании уже достигли таких объемов бизнеса, которые позволяют им выйти из подчиненного положения по отношению к банкам и конкурировать с ними на равных. Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным ориентиром для инвесторов. По этому показателю многие лизинговые компании уже не уступают банкам. Другие важные показатели, такие как объем портфеля, региональная сеть, диверсификация источников финансирования у ряда ведущих лизингодателей, также уже не хуже, чем у банков. Приход иностранных лизинговых компаний закрепляет эту тенденцию. С одной стороны, потому что эти компании сами - крупные игроки, способные на равных конкурировать с банками. С другой стороны, потому что их приход стимулирует дальнейшее укрупнение российских лизинговых компаний. Высокая надежность лизинговых сделок, независимость компаний от банков, значительная конкуренция, экономия на масштабе у крупных лизингодателей уже скоро приведут к тому, что условия лизинга в среднем будут значительно выгоднее условий кредитов.

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

Заполните форму для связи с нашим менеджером

ПАРТНЕРЫ КОМПАНИИ

Компания «Первый Лизинговый Центр» заинтересована в долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношениях с ведущими лизинговыми компаниями, банками, поставщиками оборудования, спецтехники, автодилерами и другими участниками финансового рынка.

Команда / г. Москва